По давней договоренности с руководством районной библиотеки весной 2011 года группой краеведов обследованы памятники эпохи бронзы на правобережье Хилка. Две поездки показали плюсы и минусы состояния археологических объектов.
За мостом через Хилок, по дороге на Балеевку, у подножья горы Дэгдэмэл, из сотни древних сооружений сохранилось около половины. Среди них огромный круглый херексур - княжеское захоронение диаметром в 24 метра, с возвышением в центре. Ряд других памятников уничтожен нашей безграмотной, безалаберной деятельностью в 70-х годах прошлого века и позднее. С древних могил собраны плиты, камни для строительства кошар, дорог. Тут же, рядом с памятником, бульдозер вырыл котлован для добычи гравия.
Главной целью первой поездки было обследование памятников древности у села Покровка. Едем туда, находим доброго проводника в лице Кирилла Яковлевича Ткачева, старого хлебороба, механизатора. Он ведет нас к скале речушки Хайсагар. Впечатление производят наскальные рисунки-петроглифы, выполненные темной охрой в форме птиц с распростертыми крыльями.
Но самый интересный объект мы увидели за огородами: на высоком левом берегу ручья огромный херексур с круглой оградкой из камней, с возвышением в центре, на котором лежит камень с высеченными тибетским знаками. Лично меня это несколько озадачило: херексуру около трех тысяч лет, а тибетской письменности 2300 лет. Как попал сюда ограненный камень с письменами - не ясно. Но и главная озабоченность: левый берег подмыт водами, часть круга каменной оградки уже обвалилась - памятник рушится на глазах. Мы приняли решение написать письмо в центр науки Бурятии о спасении этого уникального памятника истории - это сделать могут только ученые.
Следующая поездка состоялась солнечным днем 3 июня. В группу под руководством В.Н. Брызгаловой вошли директор районного музея Н.А. Савельева, автор этих строк и С.М. Куршев с группой мальчишек с ул. Коммунистической. Едем проверить сохранность памятников далее по правобережью Хилка. За Судутуем, в устье падушки, на кромке поймы видим целехонькие плиточные памятники всё той же эпохи бронзы. Их размеры 2,5x2 и 4x2,2 метров из огромных каменных плит.
Затем следуем дальше в устье пади Нарын-Кундуй. Эта солнечная падь спускается к Хилку с севера. На левом её отроге над Хилком расположено огромное кладбище - некрополь, возраст которого не менее 2500 лет. Осматриваемся вокруг - поражают воображение не только древность сооружений, огромная площадь, но и количество, и разнообразие памятников. Здесь херексуры и плиточные могилы рядом, даже одна в другой.
Центральный княжеский монумент - погребение имеет форму прямоугольника 10x11 метров. Рядом расположен типичный памятник плиточников с высокими острыми камнями по углам. Таким образом мы видим, что некрополь совмещает сотни малых и крупных памятников, а главное - разных этнических групп и культур в одном археологическом комплексе. Если бы он находился где-нибудь в Англии или Германии, то он стал бы национальным памятником древней истории.
Выше по пади, на пригорке, расположен огромный, круглый херексур, принадлежащий высокой княжеской особе. Это поминальное сооружение с возвышением в центре включает в себя еще пять округлых каменных оградок непонятного назначения. Всё это вместе составляет круг диаметром 18 метров.
Последний объект древности, памятники Санюшкиной Пади за Покровкой, мы нашли с помощью Кирилла Яковлевича. Обследовали огромные прямоугольные и круглые плиты, часть из них уже лежит на погребениях тут же рядом. Удивляемся мы, взрослые, поражаются сопровождающие нас дети, древнему человеку, его уму, мастерству. Что за племена жили, трудились, творили здесь чудеса?
На этот вопрос даёт ответ археолог А.Д. Цыбиктаров, профессор БГУ: «Культуры плиточных могил и херексуров существовали одновременно в Южном Забайкалье с середины второго тысячелетия до новой эры и до третьего века новой эры. Плиточники - это монголоиды, а население, оставившее после себя херексуры, пришли с Алтая и это были европеоиды белой расы с синими глазами и рыжими волосами. Оба племени жили вместе здесь около тысячи лет. Произошло слияние этносов и их культур. О правоте ученого свидетельствует памятники некрополя Нарын-Кундуя.
Подведём итоги. В нынешних поездках мы обследовали около двухсот памятников древности. Наше общее мнение - сохранность их сегодня никем и ничем не обеспечена, разрушения постепенно продолжаются. Памятники простояли свыше двух тысячелетий и никто их не разрушал, ни монголы, ни буряты, ни русские. А с 70-х годов прошлого века и поныне идёт интенсивное разрушение.
В 1993 году археологами Бурятского научного центра закончен переучёт и картирование всех памятников Бурятии, в том числе и обследованных нами. Прошло около двадцати лет, следовало бы выяснить, всё ли цело и что осталось? С помощью современных навигаторов типа GPS уточнить ориентиры каждого объекта археологии, внести в районный реестр памятников культуры, наконец, вернуться к охране их по-настоящему.
Бурятия поднимает вопросы привлечения туристов и у нас есть, что показать. Однако современный туризм невозможен без нормального обслуживания. Нужны облагороженные маршруты, дороги, пешеходные тропы, весь сервис. Тем не менее, время идёт, оно требует сохранения исторической памяти.
Иван Истомин, "Бичурский хлебороб"