Гора «Чаша»

Информация

Гора «Чаша» является одним из интереснейших природных объектов Баунтовского района. Находится на Икатском хребте в верхнем течении реки Икат (Витимканский), на восточном склоне г. Товокко, в 1 км. восточнее ее вершины. Представляет собой кар (чашеобразное углубление, выпаханное ледником), эллипсовидной формы, вытянутый с востока на запад. В верхней  части размеры "Чаши" по длинной оси  - 1100 м., по короткой оси - 900 м. Днище кара размером 370х750 м. Северные и южные стенки этого образования крутые до 50º; западная стенка очень крутая (средний уклон 60º), восточная - пологая, выходит на склон горы. На дне "Чаши" находится озеро овальной формы размером 125х75 м., которое подпитывается тающим снегом и дождем. Днище кара сложено грубообломочными рыхлыми моренными (ледниковыми) отложениями. Кар выработан в горных породах, называемых гранитами. Высота стенок «Чаши» до 320 м. В 250 м. северо-восточнее озера вытекает непостоянный водоток, бегущий на восток, который через 3,7 км. впадает справа в ручей Комуч.

Основная гипотеза образования «Чаши» – выпахивание ледником коренного ложа. Существует еще одна гипотеза. По сообщению М.Ф. Шелковникова, ведущего геолога района, возможно образование «Чаши» за счет неоднородности горных пород, которая  имеет шарообразное строение.

    Растительность в урочище «Чаша» относится к гольцовому типу – мхи, лишайники, низкорослые кустарники, стланик.
    В настоящий момент данных по урочищу «Чаша» нет ни в одном источнике. Потому описание столь замечательного природного объекта так мало.

Легенда о «Чаше»
  - В Верхнем Икате находится гора. Очень высокая, с глубоким кратером. И туда нельзя было никому подниматься. Существовало предание о том, что со всеми, кто пытался подняться на неё, случались какие-нибудь несчастья. Там дуют сильные ветры. На самой вершине, у кромки кратера, есть старинные эвенкийские молельни. Есть там сооружения из камня – «домики». Вот в них, говорят, много статуэток из камня и дерева. Целое стойбище из всякой всячины,
На вопрос о том, что это за молельни, старики-эвенки говорили, что это сделали их древние предки.
Но, по данным Баранова Егора Николаевича, уроженца Баргузина, там бывали иногда ламы-буряты из села Аргада. И Однажды через Икатский перевал ехал сам Хамбо-лама из агинской степи. Буряты, живущие в местности Марикта, встречали его с большим почетом.
   Что касается тунгусских священных мест, то сейчас живущие старики там не бывают, хотя прекрасно знают о них.
   А там, у подножия горы, живет Догончин Максим Семёнович – старый консервативный старик, по его выражению, на месте своих предков.
Найканчина Евдокия Павловна, с. Россошино.

Легенда о «Чаше»
«Чаша Икатского хребта является симовлом и священным местом для эвенков, проживающих в этих местах, и они, перед отправлением на охоту, или после её окончания, а также во время отёла оленей поднимались к «Чаше» и рассказывали здесь о результатах своего промысла, о том, как проходит отёл. Вместе с тем, они высказывали просьбы духам лесных озер и рек, духам гор и духу «Чаши» свои просьбы, связанные с благополучием в семье, с размноженьем оленьего стада, с удачей на охотничьем промысле.
Существовала традиция, что человек, прежде чем подняться к «Чаше», должен был через местных старожилов ознакомиться с историей «Чаши», с тайнами её происхождения. Кроме того, любой человек, подошедший к «Чаше», должен быть со светлой душой и чистыми помыслами. Люди с недобрыми намерениями не могли пройти по «Чаше» и таких людей преследовали неудачи и в жизни, и в семье, и на охоте.
Легенда, рассказанная В.М. Торгоновым в 2004 г., с которой его ознакомил в 1990-х гг. Батор Степанович Мордонов.