Бухта Ая – это вдающийся в материк песчаный пляж, длина которого составляет 800 м, а ширина 600 м. Недалеко находится мраморное плато мыса, где расположились пещеры озера Байкал. На высоте 200 м. находится четыре пещеры. В первой из них, под названием Рядовая, длина ходов составляет более 1300 м. Вторая пещера – Октябрьская, её показатели составляют свыше 200 м и глубже 30 м, третья – пещера Вологодского, её длина свыше 45 м, а глубина – 15 м. И четвертая пещера называется Случайная, длина ходов в ней 55 м, а глубина - более 10 м.
Самая длинная из всех - пещера Рядовая - удивит любого человека своими известковыми образованиями и многочисленными ходами, ведущими к озеру Байкал. В 90-х годах клубу спелеологов из Иркутска удалось найти и другие ходы в пещерах бухты, включая ходы пещеры Рядовая. Подобным образом выяснилось, что две пещеры соединены в одну систему, которая и была признана самой длинной на всем побережье озера. Уникальные пещеры бухты Ая состоят из древних пород, таких, как тажеранский мрамор архейского комплекса, которому, по словам специалистов, более 2-х миллиардов лет. Найти эти пещеры Байкала в сухой степи бухты самостоятельно очень трудно, поэтому лучше всего воспользоваться услугами проводника.
Не так высоко над уровнем озера в северной части бухты Ая до сих пор есть древние наскальные рисунки, высеченные на мраморных скалах, возраст которых составляет 2500 лет. Рисунки находятся под каменным козырьком на ровных скалах. На них можно различить изображения человека и разного рода животных, таких как олени, овцы, быки и рыбы. Центр изображения – это фигура шамана, где, по словам местных жителей, происходили жертвоприношения и отмечались праздники у горы Ёрд.
В Иркутской области и в Бурятии шаманы и в наши дни проводят обряды в бухте Ая, делая это на продолговатой мраморной плите. Плита полностью примыкает к скале и является своеобразным "алтарём", на которой и в наши дни при совершении обрядов жгут травы и преподносятся "жертвоприношения" духам местной земли.
Текст подготовил К. Махутов
Фото А. Вокиной, М. Пчёлкиной