Баян-Тугад

Информация

Иволгинская острая  сопка  возвышается над степью.

И люди, которые пришли сюда, обживали сопки. Академик Окладников А.П, изучая Бурятию, осмотрел эту сопку и обнаружил следы копо­ти на своде, наскальные рисунки. Но в результате землетрясения вход в пещеру был завален обломками породы и, попасть в нее сей­час невозможно.

Раньше на вершине был замечательный субурган, частично отлитый из чугуна на Петровск –Забайкальском металлургическом заводе. В нише субургана горела вечная зула, её заправляли и зажигали по очереди все жители бывших деревень Мангазай и Боро – Губээ( нынешняя Иволга).

В 20 – х годах субурган поразила страшной силой молния и расколола его на части, которые разлетелись  и скатились вниз. Сельский сход жителей села Иволги решил, вновь соорудить субурган. И на обо – тахилган в 1991 году они освятили новый субурган, построенный на народные средства.

Порядок обрядового поклонения начинался всеобщим праздником у подножья горы: с торговлей, конными скачками, национальной бурятской борьбой.

В пятидесятых годах в окрестностях села Иволги и сопки снимались художественные фильмы: «Песня табунщика» и «Золотой дом», в семидесятых годах – «Три солнца».

В настоящее время сопка стала местом туристических маршрутов.

Природа, как ваятель, создает уникальные формы рельефа.

 Это, прежде всего, массивы останцев, представляющие собой остатки прежней горы, скалы горной породы. Останцевые горы являются немыми свидетелями развития рельефа в прошлом и служат своеобразными вехами геологической истории.

            Иволгинская сопка Баян - Тугад ( по-русски - Щедрый Павлин) расположена  в 2 – х километрах от села Иволгинск и представляет собой колоритное возвышение, издалека напоминающее форму головы

( тологой – по-бурятски).Северо-западный склон сопки пологий и ровный, а юго– восточный - скалистый и обрывистый. По северо – западному склону растут такие растения как: заячья капуста, камнеломка, подорожник большой. Весной цветут  подснежники и лютики.

         Летом цветущих растений мало, много  лишайников. На юго-восточной стороне в складках горы растут кустарники, береза.

         У подножья горы некогда была пещера, которая имела несколько выходов, и в ней жили люди. Для защиты от невзгод они разводили костры, и поэтому все входы закопчены. Древние люди  были хорошими художниками, запечатлевали на скалах занятия и жизнь сородичей: сцену охоты, фрагменты некоторых военных действий, отдельных зверей, птиц, людей.

Со временем входы в пещеру были завалены крупными каменными глыбами, рядом с заваленной пещерой находится ниша, которая носит название  Гун-Саба,

в честь популярного в бурятских легендах Саввы Владимировича Рагузинского, русского посла к китайскому императору, основателя г.Кяхта. Для местных жителей сопка служила священным местом, где они устраивали молебны с обильными уго­щениями и жертвоприношениями в дар богу.

 Предания и легенды .

У восточных бурят, давно приобщенных к буддийской рели­гии, и у западных, исповедовавших шаманство или принявших христианство, с незапамятных времен существовал обычай: в начале лета проводить «обо тахилган»-ублажение духов гор. Почитание горы берет начало с незапамятных  времён. Древние предания гласят, что каждый верующий бурят имеет сахюсан. Сахюсанов много, это не боги. Всесильные шаманы, жившие когда – то в Тибете. После прекращения своего бренного существования они вовсе не исчезают, а продолжают контролировать положение в родных местах, поэтому дацаны прикрепляли этих усопших шаманов к верующим в качестве их ангелов – хранителей. Каждое святое место имеет свои легенды, которые люди передают друг другу из уст в уста с древних времён. Вот некоторые из них.

Первая легенда говорит: «Дело было так, вернулась в свою Иволгу выданная замуж женщина – шаманка, привязала коня к тальнику на южной стороне Баян-Тугад и повесилась.А не далеко от Иволги есть еще одна непростая гора  - Баян - Ундэр. Так вот, говорят, что эта шаманка на своём вороном жеребце постоянно курсирует между Баян Тугад и Баян - Ундэр. На линии, связывающей эти горы, не рекомендовалось строить жилища, иначе последуют всевозможные беды и напасти. Также после смерти той шаманки считалось, что женщинам нежелательно подниматься на вершину Баян-Тугад. Достаточно поклониться горе у подножия».

Вторая легенда гласит, что когда-то давно в Иволгинской долине жили колдун и три богатыря. Захотел колдун захватить власть в свои руки, но боялся богатырей. Однажды заманил он их хитростью на сопку и превратил в каменные фигуры. Неожиданно грянул гром, сверкнула молния и попала в колдуна, сразив его. Колдун свалился в образовавшуюся перед ним пропасть. Эта легенда о трёх небольших скалах, напоминающих фигуры людей и расположенных на юго-восточном склоне сопки.

Следующая  легенда гласит о хозяйке  величественной  горы - всаднице на во­роном коне в развевающемся на ветру белом  платке.  Уроженка Иволгинских степей, прекрасная девушка  пленила своей красотой монгольского князя, объезжавшего свои владения. Женившись  на  ней, увёз  он  её к себе в Монголию. Родила она ему двух  сыновей  и дочь, но тоска по родине и родным не поки­дала её. И вот однажды,  не  в  силах  совладеть  с  мечтой,  увидеть род­ные края, она оседлала любимого коня и устремилась домой. Конь  ее, почуяв родные запахи, рвал поводья, мчался бешеным галопом. Вдруг споткнулся конь, нога его попала в нору, вырытую сусликом. Предсмертный стон женщины напоминал вздох восторга и облегчения, что наконец-то душа её обрела свободу и будет теперь вечно жить в родных местах. С тех пор только избранным случается видеть, как в восходящих лучах солнца парит всадница на вороном коне и за её плечами развевается белым шлейфом платок.

А вот и ещё одна легенда, которая рассказывает, что девушка из Хоринских мест вышла замуж за монгола и уехала с ним в монголь­ские степи. Прошло несколько лет, но эти годы она провела в тоске по родным местам. Решила она навестить родных и отправилась в путь на белом коне. Проезжая по нашей долине, женщина упала с лошади и умерла. Лошадь, потеряв хозяйку, носилась вокруг сопки. Один из местных жителей поймал и забил её на мясо. С тех пор эту семью стали преследовать несчастья. Один за другим умирали его дети. Тогда обратился он к шаману, и тот посоветовал ему ублажить хозяйку горы, приносить дары и поклоняться ей.

Значение сопки очень велико. Для местных жителей сопка служит священным местом обо, где они устраивают молебны с обильными угощениями и жертвоприношениями в дар духам. Об Иволгинской сопке  « Баян - Тугад» существуют красивые легенды, и в настоящее время она стала местом экотуристических маршрутов. Она стала своеобразным символом и хранителем Иволгинской долины.

Каждый год выпускники нашей школы ходят на вершину сопки, с которой открывается прекрасный вид на Иволгинскую долину, встречать рассвет.

         Хорошо видны у подножья Хамар – Дабана  село Красноярово, на северо – востоке – город Улан – Удэ. В дни празднования Белого месяца солнце встает между скал, напоминающих голову и руки девушки, и вся сопка покрывается розоватым отливом Лучи солнца распространяются по снегу у подножья сопки и несут в себе проблески новой надежды на хорошее будущее.

Туры и экскурсии